31.03.2011

Вопрос - Ответ

Может ли кандидат для проведения своей избирательной кампании использовать средства, выделяемые ему государством? Если да, нужно ли будет возвращать эти средства в бюджет, если кандидат не будет избран?
В соответствии с ч.2 ст.58 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 108-ЗО "О выборах глав муниципальных образований Ульяновской области", ч.2 ст.68 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 109-ЗО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области" избирательный фонд кандидата может формироваться за счет следующих денежных средств:
1) собственных средств кандидата (не более 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата);
2) добровольных пожертвований граждан (не более 5% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата) и юридических лиц (не более 10% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата);
3) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (не более 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата).
При проведении выборов Главы муниципального образования "город Ульяновск" предельная сумма расходов из средств избирательного фонда кандидата составляет 10 миллионов рублей.
При проведении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы четвертого созыва предельная сумма расходов из средств избирательного фонда кандидата во всех одномандатных избирательных округах составляет 600 000 рублей (численность избирателей во всех избирательных округах - от 12001 до 17000 человек).
Таким образом, законом не предусмотрено как выделение из бюджета кандидатам каких-либо средств на проведение их избирательных кампаний, так и их возврат в бюджет.
Где и когда я могу посмотреть, включен ли я в список избирателей или нет?
За 20 дней до дня голосования, вы можете обратиться в участковую избирательную комиссию и проверить, включены ли Вы список избирателей.
Я пришел голосовать на участок, но в списках избирателей меня нет. Как мне быть?
Вам следует написать заявление о включении Вас в список избирателей. На основании Вашего паспорта или документа, заменяющего паспорт, подтверждающих Ваше место жительства в пределах вашего избирательного участка, Вы будете включены в дополнительный список.
Расписываясь за полученный бюллетень, я заменил, что в соседней квартире в списке значится мой знакомый, но я точно знаю, что в этой квартире он давно уже не живет. Как мне поступить?
Получив от Вас заявление, что данное лицо не проживает по указанному адресу, участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов, но не позднее момента окончания голосования, обязана проверить сообщенные Вами сведения и устранить неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив Вам заверенную копию такого решения.
За неделю до выборов меня кладут в больницу, а проголосовать очень хочется. Что мне делать?
В случае:
а) если имеется досрочное голосование, Вы можете досрочно проголосовать в помещении УИК;
б) если на территории больницы будет образован избирательный участок, то Вы будете включены в список избирателей по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Информация об этом будет передана в участковую комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства;   
в) если на территории больницы не будет образован избирательный участок, то Вы сможете проголосовать в больнице только в том случае, если будете включены в список избирателей того избирательного участка, в границы которого входит эта больница. В этом случае члены участковой комиссии организуют голосование вне помещения для голосования по письменному заявлению либо устному обращению, поданному в участковую комиссию, в том числе при содействии других лиц, в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за 6 часов до окончания времени голосования.
Что такое ГАС «Выборы»?
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» - автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведения выборов и референдумов.
Со скольки лет сведения обо мне вносятся в ГАС «Выборы»?
Сведения о выдаче паспорта вносятся в ГАС «Выборы» с 14 лет, а в списки избирателей граждане включаются с 18 лет.
Я не согласен с комиссией по вопросам моей регистрации как кандидата, и хочу обратиться в суд. Нужно ли до этого обращаться в избирательную комиссию?
Нет, такой необходимости не имеется, любое решение комиссии Вы можете сразу и непосредственно обжаловать в суде (п. 8 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В какой срок после проведения выборов могут быть отменены их результаты?
После официального опубликования результатов выборов, референдума жалоба на нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдума, имевшее место в период избирательной кампании, капании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума (п. 3 ст.78 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Что включают в себя персональные данные избирателей?
Персональные данные избирателей, участников референдума включают в себя: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства (в отношении вынужденных переселенцев – место пребывания), вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код организации, выдавшего документ, дату выдачи документа.
Если СМИ учреждено более чем за год до начала избирательной кампании, а затем менее чем за год до начала избирательной кампании прошло перерегистрацию, вправе ли выпускающая его организация предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации?
Да, вправе, поскольку Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит требование только к дате первоначальной регистрации СМИ.
Допустимо ли в информационных и иных программах в период избирательной кампании указывать в титрах или обозначать иным образом партийную принадлежность выступающего (интервьюируемого), являющегося кандидатом в депутаты, если такое выступление (интервью) не связано с выборной тематикой?
При выпуске в период избирательной кампании информационных материалов о текущей деятельности должностного лица, представителя любой профессии, полагаем, следует воздерживаться от указания партийной принадлежности, партийного статуса этого лица, чтобы не нарушать положение подпункта «ж» пункта 7 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку в таком указании прослеживается агитационная цель.
Вместе с тем при освещении предвыборной деятельности кандидата вполне допустимо информировать о занимаемой им должности, роде его занятий, так как это отвечает целям информирования граждан о выборах и о кандидатах.
Как реагировать редакции СМИ на представленный агитационный материал, если в нем содержатся явно недостоверные сведения, или сведения, достоверность которых вызывает сомнения?
Законодательство о выборах не предъявляет к информации, распространяемой в порядке проведения предвыборной агитации, требования достоверности. Поэтому с точки зрения избирательного законодательства не имеет значения, соответствуют ли действительности приводимые в агитационных материалах данные. Редакция СМИ не несет ответственности за достоверность конкретных данных (например, показателей экономического развития региона, сведений о численности членов партии и т п.), приведенных в агитационном материале кандидата, избирательного объединения.
Вместе с тем можно обратить внимание кандидата, избирательного объединения, представившего такой материал, на то, что в случае, если какие-либо физические лица, должностные лица, государственные органы сочтут содержащуюся в агитационных материалах информацию недостоверной и причиняющей им моральный вред, наносящей ущерб их чести, достоинству, деловой репутации, они могут обратиться в суд с соответствующим иском к кандидату, избирательному объединению (статьи 151, 152 Гражданского Кодекса) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Будет ли считаться предвыборной агитацией мнение телеведущего относительно одного или нескольких кандидатов, высказанное в эфире?
Да, если будет установлено наличие в действиях телеведущего агитационной цели. Согласно пункту 21статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций СМИ профессиональной деятельности и указанные в подпункте «а» пункта 2 указанной статьи (призывы голосовать «за» или «против» кандидатов, списки кандидатов), признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах «б»–«е» пункта 2 этой статьи, – в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
Таким образом, если телеведущий, например, неоднократно высказывает мнение о каком-либо из кандидатов, способствуя созданию отрицательного либо положительного отношения к нему, это может свидетельствовать о наличии у него агитационной цели и, соответственно, о нарушении им запрета, установленного подпунктом «ж» пункта 7 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Является ли призыв к неучастию в выборах предвыборной агитацией?
Деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к неучастию в выборах, не является предвыборной агитацией (подпункт 4 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). При определенных обстоятельствах такая деятельность может оцениваться как воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан, например, если она сопряжена с подкупом, физическим или психологическим насилием, использованием должностного или служебного положения, что влечет привлечение виновного лица (виновных лиц) к уголовной ответственности по статье 141 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Какой общий объем бесплатных эфирного времени и печатной площади должен быть выделен государственными (муниципальными) СМИ в случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний?
В случае совпадения в ходе избирательных кампаний периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях общий объем бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади не увеличивается без согласия на то организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания (пункт 3 статьи 50 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Для бесплатного эфирного времени обязательный объем в таких случаях не должен превышать объема, установленного пунктом 3 статьи 51 Федерального закона об основных гарантиях. Для бесплатной печатной площади общий объем должен исчисляться исходя из максимального объема среди объемов, установленных законами, по которым проводятся выборы. В данных случаях все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, указанные в пункте 1 статьи 50 Федерального закона об основных гарантиях, должны получать равные объемы бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади. Вместе с тем по договоренности между соответствующей избирательной комиссией и организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания указанные объемы могут быть увеличены.
В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний и совпадения в ходе указанных кампаний периодов проведения агитации на каналах организаций теле- радиовещания и в периодических печатных изданиях зарегистрированный кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, вправе получить бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь в государственных и муниципальных организациях телерадиовещания и периодических печатных изданиях в объеме, не превышающем объем, который должен быть предоставлен ему на выборах более высокого уровня (пункт 12 статьи 50 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Где и как должны быть опубликованы сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени (пункт 6 статьи 50 Федерального закона об основных гарантиях)? Признается ли опубликованием размещение таких сведений в сети Интернет, теле- или радиоэфире?
Сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Установленные и опубликованные расценки не могут меняться в течение периода агитации в СМИ. Согласно части 1 статьи 140 Гражданского Кодекса, валютой Российской Федерации, в которой должны быть опубликованы расценки, является рубль. Если расценки опубликовываются в иной валюте, установленные требования Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не могут считаться выполненными.
Сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени рекомендуется опубликовывать в периодических печатных изданиях соответствующего уровня (т.е. распространяемых на территории соответствующего уровня), поскольку иные способы публикации менее удобны для участников избирательного процесса и могут являться поводом для возникновения жалоб и споров в ходе избирательной кампании. Так, судебная практика свидетельствует, что опубликование расценок в телеэфире в ряде случаев не признавалась соответствующей пункту 6 статьи 50 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Считаются ли поданными в срок уведомления средств массовой информации о готовности предоставлять эфирное время или печатную площадь, отправленные по почте в установленный законом срок, но поступившие в соответствующую избирательную комиссию по истечении указанного срока?
Да, считаются.
Вправе ли телерадиокомпания требовать от кандидата письменного согласия композитора, автора слов песни, если их произведение используются кандидатом в его рекламном ролике?
С целью обеспечения действия положений законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности телерадиокомпания вправе потребовать у кандидата необходимые документы, подтверждающие соблюдение авторских прав при подготовке агитационного материала. Этот момент также рекомендуется оговаривать в договоре о предоставлении эфирного времени.